Бизнес
площадка
Свободная
торговля
Форум
Взгляд
Вакансии
Резюме
Гранты
О нас
.Вход
 
Геополитика Финансовый мир Деловой круг Советник Горящие предложения История Нанотехнологии ART Спорт Бизнес-ланч
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Международная
панорама
Германия Великобритания Россия США Канада Грузия Израиль Армения
Голландия Китай Турция Чехия Франция Украина Белоруссия Италия Япония
Категории раздела
Экономика [10]
Новости [2]
Обзор [5]
Статьи и интервью [9]
Досье [3]

Статистика

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » Статьи » Германия » Статьи и интервью

Торговые отношения между Россией и Германией: улица со «странным» движением

Борис Кунин

Если рассматривать вопрос исключительно в денежном выражении, то улица выглядит вполне обычно: нормальное двустороннее движение с практически одинаковой интенсивностью. «Странность» выражается в другом.

Из Германии на восток идет все: от машин и изделий химической промышленности до продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. А навстречу – в основном только две трубы: газовая и нефтяная. Более двух третей всего российского экспорта.

Хорошо это или плохо – однозначно сказать трудно. Разброс мнений, как это обычно бывает, достаточно широк и противоречив. Впрочем, в многовековой истории российско-германских торговых отношений бывало все – и взлеты, и падения…

Со времен Киевской Руси

Начало торговым и династическим связям между двумя государствами было положено еще Киевской Русью и Священной Римской империей. Позднее разветвленные торговые отношения существовали между северо-западной Русью и северной Германией, а Новгород и Псков активно участвовали в торговле Ганзейского союза.

В городах Московской Руси тоже жило немало немецких ремесленников и купцов.

Начиная с Петра I немецких ученых, ремесленников и военных охотно приглашали в Россию и наделяли значительными привилегиями. Особым слоем населения Российской империи были балтийские немцы, ставшие российскими подданными после завоевания Россией остзейских губерний. Из балтийских немцев, обладавших большим авторитетом и привилегиями, состояла значительная часть государственных деятелей первой половины XVIII века.

Со временем и династические браки российского двора стали все чаще заключаться с небольшими немецкими княжествами и, начиная с Петра III, династию Романовых некоторые именовали уже как Романов-Гольштейн-Готторп.

А немецкая принцесса София Фредерика Ангальт-Цербстская, более известная как Екатерина Великая, совершив государственный переворот против Петра III, взошла на российский престол и правила страной на протяжении 34 лет. В эту эпоху Россия достигла существенных военных и политических успехов. Во время царствования Екатерины II по ее инициативе в Россию были приглашены многочисленные немецкие переселенцы, которыми заселялись малонаселенные земли и которые впоследствии стали называться российскими немцами.

Их дети и внуки прочно обосновались на безбрежных просторах Российской империи и только после распада СССР далекие потомки тех переселенцев опять снялись с насиженных мест, чтобы двинуться в обратном направлении. Но это событие проходит уже совершенно не по торговому ведомству.

Первая мировая война существенно перекроила не только политическую карту Европы. Претерпели значительные изменения и двусторонние торгово-промышленные связи.

В 1922 году между Советской Россией и Веймарской республикой был подписан Рапалльский договор, по которому обе страны официально признали друг друга и отказались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков. Его подписание имело особенно большое значение и для экономики двух стран: для Германии Россия являлась хорошим рынком сбыта промышленной продукции, бойкотировавшейся в это время в других странах Европы; для России сотрудничество с Германией означало возрождение собственной промышленности, пришедшей в упадок и разрушенной во время гражданской войны. Конкретно в рамках договора было обговорено о поставках немецкой стороной оборудования для разработки каспийских нефтяных месторождений.

Выгода представлялась обоюдной: Россия без помощи других европейских стран разрабатывает нефтяные месторождения; Германия уменьшает свою зависимость от нефтяных картелей Великобритании и США.

После второй мировой войны экономические отношения СССР с ФРГ были очень сильно осложнены реалиями «холодной войны». Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. C начала 1970-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР. Особое значение для этих отношений имела так называемая сделка века «газ-трубы», заключенная 1 февраля 1970 г.

В общем, поставки энергоносителей из России в Германию имеют уже довольно давнюю историю.

Современная политическая ситуация

Увы, экономика в нашем мире все еще сильно зависит от политики, хотя и активно пытается позиционировать себя, как самостоятельного игрока на международной арене. И объединенная Европа пока еще неоднородна как в политическом, так и в экономическом отношении.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что среди всех стран Евросоюза у России с Германией традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Как во времена Гельмута Коля, так и во времена Герхарда Шрёдера лидеры немецкого государства всегда старались установить хорошие личные отношения с президентами России. Некоторые аналитики даже называют Германию адвокатом России в Евросоюзе, особенно на фоне его пополнения недружественно настроенными к России странами Центральной и Восточной Европы. А ведь какими друзьями были еще буквально пару десятилетий назад.

Особое политическое сближение между обоими государствами наблюдалось в период правления Герхарда Шрёдера и Владимира Путина, завязавших крепкую личную дружбу. В 2001 году был основан Петербургский диалог, российско-немецкий дискуссионный форум, проводящий ежегодные встречи представителей общественности двух стран. В 2003 году Россия, Германия и Франция были едины в несогласии с развязыванием США войны в Ираке и некоторые обозреватели даже начали писать об «оси Париж-Берлин-Москва». Поспешили, конечно, выдавая желаемое за действительное. Слишком уж сильны взаимные противоречия между Францией и Германией, пусть и не часто выставляемые на всеобщее обозрение.

После прихода к власти Ангелы Меркель многие стали обвинять ее в открытом дистанцировании от России и в прагматичном подходе к двусторонним отношениям. Как бы то ни было на самом деле, но госпожа Меркель не стала денонсировать ни одно из достигнутых в эпоху Шрёдера соглашений между Россией и Германией. А то, что некоторые не очень приятные коррективы внес разразившийся мировой экономический кризис, вряд ли можно ставить ей в вину. Да и действовать совсем уж без учета господствующих в обществе настроений федеральный канцлер тоже не может. Как и забывать о том, что немецкая экономика в последние десятилетия ориентирована в основном на экспорт.

Из Германии в Россию

Начнем с того, что все последние годы Германия являлась крупнейшим внешнеторговым партнером России. По итогам 2008 года на ФРГ приходилось  9,2% от общего внешнеторгового оборота России (Нидерланды – 8,4%, Китай – 7,6%, Италия – 7,2%, Украина – 5,4%, Белоруссия – 4,7%).

Товарооборот между Россией и Германией за 6 лет (с 2003 по 2008 годы) увеличился в 3,5 раза с 18,5 до 67,2 млрд. долларов США (по данным российской статистики). Здесь следует заметить, что данные немецкого статистического ведомства практически не отличаются. А бросающаяся в глаза разница в суммах обусловлена в основном взаимными колебаниями валютных курсов доллара и евро по отношению друг к другу и к российскому рублю.

Импорт товаров из Германии в первом квартале 2009 года формировали, главным образом, четыре товарные группы: «машины, оборудование и транспортные средства» - 55,7%; «продукция химической промышленности» - 20,7%; «металлы и изделия из них» - 7,9%; «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» - 7,4%.

На остальные товарные группы приходится 8,3% объема российского импорта из Германии.

Итак, больше половины всех российских закупок в Германии составляют машины, оборудование и транспортные средства. То есть, как раз то, чем традиционно славится немецкая промышленность, и чего, получается, явно не хватает в России. Кстати, буквально через два-три года значительную долю данной группы будут составлять электрички, предназначенные для обслуживания участников и гостей Олимпийских игр в Сочи. Контракт между ОАО «Российские железные дороги» и немецким электротехническим концерном «Siemens» на сумму 580 миллионов евро подписан. Российской стороной уже заказаны 38 поездов на сумму 410 миллионов. Так что первые немецкие электрички, скорее всего, появятся в Сочи уже в 2013 году.  

Да и доля изделий химической промышленности в общей структуре российского импорта тоже весьма значительна. А в эту группу входит все, что угодно: от стиральных порошков и косметики до сложнейших лекарств. Сократить их ввоз из Германии или вообще отказаться, заменив китайскими или индийскими, конечно, можно. Но как это скажется, допустим, на здоровье населения? Ведь цена немецких все-таки соответствует их качеству. Вспоминая Жванецкого, уместно повторить: «Это как раз те лекарства, которые лечат. А не те, которые есть». А чем они отличаются, сегодня, хочется верить, уже никому не надо объяснять.

В заключение этого раздела хотелось бы кратко остановиться на еще одной товарной группе - «металлы и изделия из них». Одно дело – прокат черных и цветных металлов и совершенно другое (и – цена!) – сложные или уникальные изделия из них. С последним пробиться на западноевропейский рынок гораздо сложнее, но, заняв свою нишу, можно быть уверенным в завтрашнем дне. Если только бездумно не почивать на лаврах…

Из России в Германию

В российском экспорте в конце 2008 года (как, впрочем, и в предыдущие годы, пусть и в несколько ином процентном соотношении) доминировала товарная группа «минеральные продукты» (в основном сырая нефть и природный газ) с долей 71,5%.

Значительный объем в российских экспортных поставках также принадлежал товарным группам «металлы и изделия из них» - удельный вес 11,6% и «продукция химической промышленности» - 5%. Доля группы «машины, оборудование и транспортные средства» составила 3,5%.

Не будем детально анализировать структуру каждой из товарных групп российского экспорта. Заметим лишь, что в немецких магазинах невозможно встретить российскую парфюмерию и косметику, а в аптеках – лекарства. Отдельные их наименования (валидол, например) еще можно иногда встретить в русских магазинах, но цена и элегантность упаковки заставляют сильно сомневаться в его импортном происхождении. Производят же здесь большинство «русских» продуктов…

Надобность же в серьезном анализе отпадает по той лишь причине, что уже в январе-апреле 2009 года отмечено снижение объемов взаимного товарооборота. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, товарооборот между двумя странами снизился более чем в два раза и составил около 10 млрд. долларов, экспорт снизился в три раза до 4,1 млрд. долларов, импорт упал на 41,3% до 5,9  млрд. долларов.

И в дальнейшем, в связи с углублением финансового кризиса, ситуация не давала поводов к оптимизму. Более того, лидером в торговле с Россией к середине прошлого года стал Китай с долей 8,6% (общая доля Германии во внешнеторговом обороте с Россией снизилась до 8,1%), третье и четвертое место занимают Нидерланды и Италия с 7,6% и 6,8% соответственно.

Нынешнее положение в торговых отношениях России и Германии заметно осложняется еще и тем, что в последний год на мировом рынке энергоносителей объемы предлагаемого к продаже природного газа были существенно выше, чем «аппетиты» (финансовые возможности вкупе с потребностями) потенциальных покупателей.

Но подобные события глобального масштаба обычно не привлекают внимание рядового обывателя.

Мнение немецких бюргеров

Для тех, кто совсем не знаком с немецким, поясняю: Bürger в переводе с немецкого – гражданин. Хотя сейчас так обычно называют любого постоянного жителя страны, вне зависимости от наличия (или – отсутствия) у него немецкого гражданства.

Так вот, этих самых рядовых граждан по отношению к обсуждаемой проблеме условно можно разделить на три неравные группы.

Первая – пожалуй, самая многочисленная – это те, которым все, извините, до веревки. И не только российско-немецкая торговля. То, что их непосредственно не касается, их и не интересует. Вообще.

Две другие с вопросом в той или иной степени знакомы. И имеют по нему собственное мнение. Люди среднего и старшего возраста пока еще верят в то, что Россия – весьма солидный и обязательный торговый партнер Германии. И всегда старается полностью выполнить взятые на себя договорные обязательства.

Представители молодого поколения в этом с ними чаще всего солидарны, но стоят за многовекторные торговые отношения, чтобы максимально исключить возможность какой-либо страны диктовать Германии свои условия. Пользуясь тем, что она будет зависеть от поставок тех или иных товаров либо сырья.

И те, и другие ничего не имеют против наличия сугубо «русских» товаров на полках немецких супермаркетов. А многие с удовольствием закупаются в русских магазинах, особенно, если те расположены рядом с домом. Что-то из предлагаемых там продуктов проходит у них по категории «Экзотика», а к чему-то со временем привыкают. И не только к русской водке.

В тихой и благополучной Германии мало кто желает резких перемен. Поэтому даже о газе и нефти начинают говорить только тогда, когда с ними что-то происходит. Цены вдруг подскочили, перебои в поставках… Тогда активная часть населения начинает заниматься поисками «стрелочника». И мало кто в глубине души хотел бы, чтобы на роль такового бульварные газетенки вдруг «назначили» Россию.

Немалую роль в такой позиции играет, конечно, и комплекс вины за содеянное нацистами во Второй мировой войне. Хотя искреннего расположения к восточному партнеру все же больше.

Прогнозы на год 2010-й… или информация к размышлению

Эксперт Германского общества внешней политики Александр Рар полагает, что в наступившем году России следует решить, становиться ли ей на путь модернизации или продолжать зарабатывать деньги продажей нефти и газа, не вкладывая средства в новую инфраструктуру. Он считает, «что в 2010 году Россия попытается окончательно решить, насколько ей удобно и насколько ей самой хочется встроиться в глобальную экономику: вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) и начать снова сотрудничать с Евросоюзом и США по целому ряду экономических проектов. Либо - за что тоже выступают некоторые политические лидеры в России – скорее отстраниться от сотрудничества с Западом и ориентироваться на реинтеграционные процессы на постсоветском пространстве, строить некое общеэкономическое пространство с Казахстаном, Беларусью и, возможно, с Украиной, если там на президентских выборах победит лидер Партии регионов Виктор Янукович».

По поводу дальнейшего развития германо-российский отношений господин Рар высказался весьма пессимистично, заметив, в частности: «Меня шокировала та скорость, с которой обе стороны прекратили совместную разработку проекта Opel. Помимо этого, они отказались от других намечавшихся интересных проектов, в частности от покупки компании «Infineon» российской «Системой». Сейчас непонятно, в какой степени будут сотрудничать «Газпром» и немецкие предприятия. Очень многие пилотные проекты, которые должны были обозначить прорыв в технологическом сотрудничестве или, возможно, технологическом партнерстве, партнерстве в модернизации, и осуществления которых очень желают политики и России, и Германии, увы, не были реализованы и сейчас повисли в воздухе.

Сейчас Берлин проводит стремительную переориентацию всей своей политики на трансатлантические отношения, на укрепление Евросоюза как нового политического субъекта мировой политики с его новыми институтами, решение многих других вопросов – энергетических, климатических и так далее. А Россия остается в стороне…».

Вряд ли Александр Рар высказывает сугубо личное мнение. И, хотя говорит он больше вроде бы о политике, но она ведь есть ни что иное, как концентрированное выражение экономики. В любом случае тон по отношению к России более чем доброжелательный.

А в первые дни января газета «Süddeutsche Zeitung» со ссылкой на источник в правительственных кругах ФРГ распространила информацию о том, что девять европейских стран намерены инициировать масштабный проект по созданию источников возобновляемой энергии в Северном море. Они готовы также скоординировать свои национальные проекты по выработке экологически чистой энергии в этом регионе и создать единую высокотехнологичную сеть.

Совместный проект должен объединить ветропарки, солнечные и волновые электростанции. Как пишет агентство AFP, через несколько лет по высокотехнологичным сетям эту электроэнергию можно будет поставлять в самые отдаленные части Европы. По предварительным оценкам, стоимость проекта может составить до 30 миллиардов евро.

Инициаторами его создания выступили Германия, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Ирландия, Люксембург и Норвегия. Решение  о совместной работе было принято представителями этих стран в декабре 2009 года на совместном совещании в Ирландии.

Уже в первом квартале этого года должна произойти и встреча на высшем уровне для обсуждения этого масштабного проекта. К его реализации готовы подключиться и ведущие европейские энергетические концерны. К осени 2010 года страны-участницы проекта должны подписать протокол о намерениях и определиться со сроками реализации задуманного.

Это ведь уже чистейшей воды экономика? Или политическая подоплека здесь тоже присутствует?

Вряд ли в современном мире можно что-либо однозначно разложить по принципу «мухи – отдельно, а котлеты – отдельно».

На последней всемирной автомобильной выставке в Детройте бал правили электромобили. И все самые мощные и технологичные из них были разработаны в Германии. В прессе уже мелькала информация о том, что на заводах «Мерседес» планируют к 2012 году запустить несколько моделей в массовое производство.

Вместо заключения или мысли вслух

У кого-то из читающих эти строки может возникнуть недоуменный вопрос: а к чему вся эта информация? Какое она имеет отношение к торговле между Россией и Германией?

Да самое непосредственное!

Аутсайдеров не любят нигде. Либо вы в числе первых и все лавры ваши (шишки на голову, конечно, тоже, но как обойтись без этого), либо…

Двустороннее движение на германо-российской торговой улице должно в кратчайшие сроки стать равноценным. Время размахивания нефтяной или газовой «дубинкой» неумолимо проходит. Тем более что рано или поздно искать адекватную замену традиционным источникам энергии жизненно необходимо. Только вот те, которые сделают это поздно или не захотят заниматься проблемой вообще…

Старые и многократно проверенные на деле партнеры должны разговаривать друг с другом на равных. Если не получается в силу ряда причин (каких – в данном контексте не суть важно) обойтись без закупок немецких машин, оборудования, станков и прочего, то взамен нужно предлагать тоже нечто интересное. То, без чего Германия – уже в свою очередь – не сможет двигаться дальше по пути экономического развития. Более того, именно эти товары (или большую их часть) она может купить только в России. Не дешевыми же подделками довольствоваться, в конце концов?

Только такие отношения будут изначально обречены на успех. И практически гарантированы от «зловредного» влияния извне.

В противном же случае…

А он, хочется верить, совершенно не нужен ни народам, ни правительствам двух стран.

Категория: Статьи и интервью | Добавил: mariam (21.01.2010) | Автор: Кунин Борис
Просмотров: 5036 | Теги: Россия, бюргеры, Германия, экпорт, Импорт, доллары | Рейтинг: 5.0/1
Опубликовать в
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш опрос
    Как считаете финансовый кризис:
    Всего ответов: 87


    Геополитика Финансовый мир Деловой круг Советник Горящие предложения История Нанотехнологии ART Спорт Бизнес-ланч