Бизнес
площадка
Свободная
торговля
Форум
Взгляд
Вакансии
Резюме
Гранты
О нас
.Вход
 
Геополитика Финансовый мир Деловой круг Советник Горящие предложения История Нанотехнологии ART Спорт Бизнес-ланч
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Банковский сектор Страхование Биржа
Категории раздела
Новости [32]
Аналитика и интервью [26]
Календарь [9]
Кредиты, ипотека, вклады [3]
Драгоценные металлы [6]
Каталог [0]
Вакансии [0]
Законы [1]

Статистика

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная » Статьи » Банковский сектор » Аналитика и интервью

Легализации (отмыванию) доходов
Комитет АРБ по вопросам противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выступил с рекомендациями о реализации статьи требований статьи 7 соответствующего Федерального закона №115-ФЗ в части согласования правил внутреннего контроля кредитных организаций.
     В документе говорится:
В настоящее время у кредитных организаций возникли сложности, обусловленные некорректным толкованием норм статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Закон о ПОД/ФТ) со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам.
Согласно абзацу девятому пункта 2 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ правила внутреннего контроля (далее - ПВК) разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Банком России по согласованию с Росфинмониторингом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.
Во исполнение данной законодательной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", в пункте 2 которого определено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Росфинмониторинг. 
Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 № 983-р утверждены Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В пункте 1 Рекомендаций кредитные организации исключены из списка организаций, разработка правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма которых относится к предмету регулирования Рекомендаций.
Банком России, в свою очередь, в отношении кредитных организаций издано специальное указание оперативного характера от 13.07.2005 № 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которое согласовано с Росфинмониторингом (см.: Информация Банка России от 26.12.2008).
Таким образом, в настоящее время разработка ПВК осуществляется всеми кредитными организациями на основании рекомендаций Банка России и сами ПВК утверждаются также непосредственно и исключительно Банком России.
Согласно абзацу десятому пункта 2 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций - Банком России по согласованию с Росфинмониторингом. 
На основании указанной нормы в пункте 1 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256 (далее - Положение № 256), указанно, что Положение ? 256 не распространяется  на кредитные организации без каких-либо оговорок, в том числе относительно кредитных организаций, имеющих статус профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Соответственно, в отношении кредитных организаций принято специальное Указание Банка России от 09.08.2004 № 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях".
Однако, несмотря на все вышеизложенное, по мнению ФСФР России, кредитные организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, должны согласовывать ПВК не только в Банке России, но и  в ФСФР России, а также исполнять требования Положения № 256. Указанная информация размещена на сайте ФСФР России без придания ей какой-либо юридической формы (<http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=192897>).
При этом до настоящего времени не предпринималось никаких шагов ни по согласованию подобной позиции с Банком России или Росфинмониторингом, ни по согласованию требований, предъявляемых ФСФР России к кредитным организациям с нормативно утвержденными требованиями Банка России.
Несмотря на очевидную необоснованность, позиция ФСФР России была поддержана СРО "Национальная фондовая ассоциация" (далее - НФА), на сайте которой были размещены Рекомендации по обновлению и  согласованию Правил внутреннего контроля организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее - Рекомендации НФА) (см.: <http://www.nfa.ru/docs/rec20100227.pdf>). Руководствуясь информационным сообщением ФСФР России, НФА рекомендует кредитным организациям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг во избежание штрафных санкций в кратчайшие сроки переработать и пройти процедуру согласования в ФСФР России ПВК, разработав их с учетом требований Положения ? 256.
Таким образом, позиция ФСФР России и НФА выражена в информационных сообщениях, не имеющих самостоятельной юридической силы, не основана на законе (противоречит п.2 ст.7 Закону о ПОД/ФТ и п.1 Положения № 256) и, вследствие этого, не может порождать для кредитных организаций какие-либо обязанности. Однако данная позиция создает правовую неопределенность в части прав и обязанностей кредитных организаций в области подзаконного регулирования отношений по противодействию легализации преступных доходов. В то же время правовая определенность необходима для того, чтобы участники соответствующих отношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего юридического статуса, прав и обязанностей.
При этом необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на принципиальную важность неукоснительного соблюдения принципа правовой определенности. Так, в частности в соответствии с Постановлениями  Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П и от 11 ноября 2003 года № 16-П "общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями". Согласно Постановлениям Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 года №16-П и от 17 июня 2004 года №12-П "из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике и, следовательно, неизбежно ведет к произволу".
Кредитные организации, во избежание применения со стороны ФСФР России в свой адрес санкций за несоблюдение даже не основанных на нормах закона требований ФСФР России пытались предпринимать меры по согласованию ПВК с ФСФР России. Однако, в подавляющем большинстве случаев ПВК кредитных организаций, уже прошедшие согласование с Банком России, вызывали замечания ФСФР России по поводу соответствия того же текста Правил требованиям законодательства. В сложившейся ситуации руководитель ФСФР России через прессу вообще предлагает кредитным организациям утверждать ПВК в двух вариантах: один - в соответствии с требованиями Банка России, второй - в соответствии с требованиями ФСФР России (<Двойной контроль за отмыванием> // РБК-daily от 25.02.10), что не только противоречит Закону о ПОД/ФТ, но и представляет собой очевидную административную ловушку.
С ноября 2009 г. по начало февраля 2010 г. более 120 банков - профессиональных участников рынка ценных бумаг (среди которых практически все крупнейшие банки страны) не получили от ФСФР России согласования ПВК, что составляет более 98% обратившихся за согласованием в ФСФР России. Причем все несогласованные ФСФР России ПВК уже прошли согласование в Банке России, т.е. государственный орган уже подтвердил их полное соответствие Закону о ПОД/ФТ. 
Отказ ФСФР России от согласования ПВК порождает двусмысленную ситуацию, когда Закон о ПОД/ФТ имеет единую цель - противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и предусматривает единые методы данного противодействия, а государственные органы фактически блокируют его применение, по-разному толкуя нормы Закона о ПОД/ФТ.
Кроме того, на практике наиболее спорной стала ситуация, порожденная отличиями требований Банка России и ФСФР России к подготовке и обучению кадров как по содержанию, так и по порядку реализации. Заявленные ФСФР России требования, не привнося ничего содержательно нового в обучение сотрудников банков, неизбежно приводят к серьезным дополнительным и нерациональным расходам по двойному обучению, что повышает себестоимость банковских услуг, а следовательно и их стоимость для населения.
На основании вышеизложенного Комитет Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ считает, что в соответствии с законом и подзаконными актами ПВК кредитных организаций, независимо от наличия у них статуса профессионального участника фондового рынка, должны согласовываться исключительно с Банком России, а ответственные сотрудники кредитных организаций должны проходить обучение в порядке, установленном только Банком России.
Позиция, отраженная в настоящих рекомендациях, доведена до сведения Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России и Росфинмониторинга.
Департамент общественных связей АРБ
Категория: Аналитика и интервью | Добавил: mariam (28.03.2010) | Автор: Александр Кондрашев
Просмотров: 1146 | Теги: банк россии, легализация, национальная фондовая ассоциация | Рейтинг: 0.0/0
Опубликовать в
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш опрос
    Как считаете финансовый кризис:
    Всего ответов: 87


    Геополитика Финансовый мир Деловой круг Советник Горящие предложения История Нанотехнологии ART Спорт Бизнес-ланч